[Параметры] [Интерфейс] [Работа с письмами] [Ошибки]
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)

Сколько кораблей ушло в морскуюпучину за все время мореплавания наЗемле? Точного ответа на этотвопрос, вероятно, уже не может быть.И тем не менееинженер-кораблестроитель изнемецкого города Бремен КарстенШтандорус проявил редкое упорствои терпение - он составил наиболееполный на сегодня списокпотонувших за историю мореплаваниякораблей и определил координаты ихгибели.

Самым простым делом было извлечьсведения о всех кораблях,застрахованных в английскойстраховой компании "Ллойд" ипотерпевших крушение (если таковоеслучилось не в доке, а в море).Довольно полно отражены в перечнеШтандоруса затонувшие испанские ипортугальские парусники из тех, чтоперевозили в XVI-XVII веках богатства,награбленные в недавно открытомНовом Свете - в Южной и СевернойАмерике.

Карстен Штандорус просмотрел,выуживая сведения, 400 старых томов,посвященных морскому делу, и 200морских карт. Проделав этуколоссальную кропотливую работу,инженер из Бремена ввел вкомпьютерную память всеизвлеченные им сведения о 17134кораблях. 1800 из них отмечены каксуда, потонувшие с ценным грузом.Причем большинство кораблейпогибло в прибрежных водах,разбившись о скалы во время бури. Амежду тем в последние годы, каксообщалось в печати, были найдены иподняты со дна лишь два-три клада.Чего же ждут искатели приключений?

Прежде всего, им необходимодорогостоящее оборудование длядолгих поисков в районекораблекрушения. Течения, какправило, не оставляют на местезатонувшее судно. Они относят егона многие километры, так чтосведения, собранные инженером изБремена, - это только указание нарайон, в котором надо искать жертвушторма или морского сражения.Долгих подводных работ требуетрасчистка сокровищ от обломковкорабля и всевозможных наносов,отложившихся за долгие десятилетияи века; подъем найденного наповерхность - тоже сложное дело.Существует, конечно, научнаяглубоководная аппаратура, которойподвластны любые глубины океана. Нодля долгой, систематической работына дне она и не годится, и, чтонемаловажно, стоит очень дорого.

Наверняка клады, поднятые впоследнее время со дна, еще долгиегоды продолжали бы лежать подтолщей воды. Охотники за подводнымисокровищами, люди, знающие море, неимеют нужных средств. Инвесторы? Нолюди с деньгами не склонны кавантюре. Да так бы и остались надне среди песка, камней и крабовзолото, серебро и драгоценныекамни, если бы не неожиданноеоткрытие нефти и газа на дне морей.

Здесь уже за инвесторами дело нестало: вложение денег в добычунефти и газа - любимейшее деломногих. Тут же нашлись в достаткеденьги и для созданияглубоководной техники. Былиизобретены двухслойные легкиеводолазные костюмы, обогреваемыетеплой водой. Она поступает сверхуот корабля-базы. По этому же шлангупроходит и дыхательная смесь -кислород плюс гелий. Шланг, надозаметить, очень прочный и тонкий -диаметром со старый гривенник, такчто рабочие-монтаж ники, даженаходясь на километровой глубине,не чувствовали неудобств от этойпривязи.

Чтобы не тратить время намедленные подъемы, необходимые длякомпенсации высокого давления,рабочие, обустраивающие нефтянойили газовый промысел на дне, послесмены отдыхают и спят в домиках,опущенных на дно. Подводная сменадлится две недели. Было создано ивспомогательное оборудование,появилась спутниковая системаориентации, благодаря которойможно повторно найти на воде нужнуюточку. Для обнаружения в придоннойводе следов нефти или газа былразработан специальный протонныймагнетометр.

Первыми были открыты нефтяные игазовые кладовые в Северном море.Сразу же возникло множество фирмдля производства глубинных работ: вАнглии, Норвегии, Германии. И вотуже многие миллионы тонн нефти имиллиарды кубометров газа полученысо дна этого моря. Десятки фирм,обосновавшихся в городах напобережье Северного моря дляпроизводства глубоководных работ,с обустройством промыслов илипотеряли богатых заказчиков, илиполучают все более скромные заказына ремонтные работы.

Поиски заработка направиливнимание этих фирм на сокровищазатонувших кораблей: для этого уних по существу есть все - и опытныекадры, и техника, о которой моглитолько мечтать охотники за кладамив прошлом. Однако желающих вложитьсредства в рискованное деловсе-таки мало. Речь идет обэкспедиции в дальние края - преждевсего в Латинскую Америку, гдедеревянные галеоны испанцев топилинепогода или пираты.

А правила игры такие: если поискиведутся в территориальных водахкакого-то государства, то половинудобычи получает это государство.Вторую половину делят между собойфирма-добытчик и кредитодатель.

Фирмы - искатели кладов нечураются обмана. Так, недавновладелец норвежской фирмы ХристианМое объявил, что им найдены остаткииспанского галеона "ЛаКапитана" и он ищет богатогокомпаньона.

Галеон был одним из четырехиспанских парусников, которыевезли в Европу золото, отнятоеконкистадорами у инков. Налетелшторм, и "Ла Капитана" былброшен мощной волной на прибрежныескалы. Случилось это в 1654 году. Внесколько минут галеон затонул. Наследующее утро море утихло, иадмирал приказал командам трехуцелевших кораблей достатьзатонувшее сокровище. Но в этихместах оказалось сильное течение,которое разметало корабль на части,а его драгоценный груз был погребенпод песком.

Не раз искатели приключений совсего света пытались отыскать этотклад, но тщетно. И вот теперь за деловзялся Х. Мое. По его оценкам здесьможно поднять со дна ценностей намиллиард долларов... В пересчете настоимость золота, какой она былатри с половиной века назад, егодолжно быть там около 350 тонн. НоХристиан Мое не учел, что такой веспотопил бы галеон еще в порту, гдеон принимал столь неподъемный длянего груз.

Впрочем, Христиан Мое обещал уже вэтом году начать поиск.

Г. НИКОЛАЕВ.
(По материалам журнала"Шпигель".)







В журнале на карте отмеченыместа, где в разное время потерпеликрушение корабли, перевозившиебольшие ценности. Северная и Южная Америка

16 испанских галеонов затонулив 1553 году с золотом, серебром иювелирными изделиями. Ценности сдвух кораблей уже подняты. Общаястоимость кладов равна треммиллиардам немецких марок (и далеестоимость дается в немецких маркахи в сегодняшних ценах).

Корабль "Ла Маделена"утонул в 1563 году с грузом на сумму 100миллионов марок - золото, серебро,ювелирные изделия.

Флот Мендозы состоял из семигалеонов, и все они погибли в 1614году. Их груз оценивался в 1,5миллиарда марок.

Галеон "Ла Капитана"пошел на дно в 1654 году с грузомзолота и серебра стоимостью в 75миллионов марок.

"Ла Тромпеза" - корабльпиратов, потопленный в бою сангличанами в 1668 году. На дно ушлобогатство, равное 450 миллионаммарок.

Парусник "Сан Хозе"утонул в 1708 году с золотом иизумрудами. Стоимость - 700 миллионовмарок.

"Сантиссима Тринидад".Утонул в 1711 году вместе с другимичетырьмя кораблями. Стоимостьгрузов - 700 миллионов марок.

13 испанских галеонов,перевозивших ценности на 65миллионов марок, потерпеликрушение в 1715 году.

"Суссекс". Разбит штормомв 1761 году. На дно ушли сокровищастоимостью 74 миллиона марок.

1 Корабль "Мерида" потонулв 1911 году в результате столкновенияс другим судном. Груз - золотыеслитки на сумму 800 миллионов марок.

Западная Европа

1 Парусник "Лас СинкеЧагос" погиб во время битвы в 1594году. Его груз оценивается в 74миллиона марок.

1 Испанская армада затонула в1588 году с грузом золота идрагоценных украшений. Стоимостьне определена.

1 Испанский флагман погиб в 1647году. Утонули 400 человек и груздукатов стоимостью 40 миллионовмарок.

1 "Санта Круз". Корабльунес на дно в 1679 году золота исеребра на 100 миллионов марок.

1 Парусник "Ла Луитина"пошел ко дну в 1799 году в водахСеверного моря с грузом монет,золота и серебра стоимостью 100миллионов марок.







(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)