[Параметры] [Интерфейс] [Работа с письмами] [Ошибки]
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)

Начало60-х годов. Очередная реформаобразования: 11-летнее обучение,профилированные школы, дляпреподавания приглашаются ведущиеученые, перед школьникамиоткрываются двери научныхлабораторий. Результат изменениясрока обучения в школе сказываетсяв 1965 году: той весной в школах -удвоенный выпуск (10- и 11-классников)и как следствие - колоссальныеконкурсы в вузы, особенно в МГУ.Конкурс на биолого-почвенномфакультете МГУ был тогда 25 человекна место, а сдавали абитуриенты всечто угодно, кроме биологии, которуюв школе, как правило, и за предмет-тоне считали: так, что-то вроде"физ-ры" или пения. Зато поматематике было два экзамена -письменный и устный, а кроме того,писали сочинение и устно сдавалихимию и физику. Экзамен по биологиив МГУ ввели позже, и стал этотэкзамен устным.

Докторбиологических наук Н. СОКОЛОВА идоктор биологических наук А.КАМЕНСКИЙ
(Биологическийфакультет МГУ им.М. В. Ломоносова).

Что жепредставляет собой экзамен побиологии на биологическомфакультете МГУ сейчас? В основетребований, предъявляемых кабитуриенту, лежит глубокоеосвоение школьной программы побиологии. Попробуем объяснить, чтозначит "глубокое освоение".Наши школьники (гимназисты,лицеисты) имеют в своемраспоряжении школьные учебникинескольких типов

Была вэтом своя прелесть дляпреподавателей: они моглиосновательно поговорить сабитуриентом, услышать от негонемало нового и интересного.Экзаменаторы не без удовольствияделились друг с другом"новостями": "Представляете,зигота, оказывается, возникает врезультате слияния двух родителей,а если хлореллу выставить на свет,то ее листья обязательнопозеленеют!". Однако такая формаопроса влекла за собоймногочисленные сложности. Иногдаабитуриент утверждал, что его"неправильно поняли", чтодополнительные вопросы выходили зарамки программы (а этодействительно случалось довольночасто, так как принимали экзаменысотрудники факультета, не всегдаточно представлявшие себе рамкишкольной программы), чтоэкзаменаторы нарушили такие-то итакие-то правила (допустим,посмотрели в экзаменационномлисте, какие были получены оценкиза предыдущие экзамены)... Все этопривело в конце концов к введениюписьменного экзамена, который вбольшой степени устранилперечисленные выше трудности:проверка работ стала строгоанонимной, ответ был теперьзафиксирован в виде документа, чтодавало вполне реальную основу дляобъективной оценки.

2) учебники,рекомендованные тем жеминистерством;

1) учебники,утвержденные Министерствомобразования РФ;

Так вот, для"глубокого освоения"необходимо и достаточно иметьучебники первых двух типов иутвержденную программу по биологиидля поступающих в вузы(переиздается ежегодно вСправочнике для поступающих в МГУ,да и в других справочниках). Поповоду программы следует сделатьнекоторые уточнения: дело в том,что в последнеевремя некоторые вузы создают своипрограммы, отражающие спецификутого или иного вуза. МГУ проводитэкзамены в строгом соответствии сошкольной программой по биологии,утвержденной Министерствомобразования РФ, именно этапрограмма и печатается вСправочнике.

3)неконтролируемую массу учебныхпособий, как отечественных, так ипереводных.

Вымысел № 1: экзамен сдать невозможно, если небудешь заниматься по "Вилли иДетье", "Грину, Стауту иТейлору" и так далее - следуетперечисление старых и новыхпереводных учебников издательства"Мир". Учебников действительноинтересно написанных, прекраснооформленных, но для подготовки кнашему экзамену вовсе необязательных, а иной раз инежелательных. Необязательность ихобъясняется изложением большого пообъему сверхпрограммногоматериала: прекрасно, еслиабитуриент этот материал будетзнать, но именно - знать, то естьуверенно ориентироваться в нем.Чаще же всего это выражается вусвоении некоего ряда отрывочныхсведений, в "полузнании",которое, как известно, хуже полногонезнания. Нежелательностьиспользования этих изданий приподготовке к экзамену связана сдвумя причинами: первая - это ошибкии неточности перевода, вторая -иной, чем это принято в нашейпрограмме, подход к порядкуизложения материала.

Какие жетрудности ожидают абитуриента натернистом пути подготовки квступительному экзамену? Вот ипришло время поговорить о"вымыслах и реальности".

Биофак 97-

Вымысел № 2: экзамен сдать невозможно, если небудешь заниматься с репетитором,желательно членом экзаменационнойкомиссии, которому должны бытьведомы многие тайны. Развенчаниеэтого вымысла следует начать с"тайн". Повторим еще раз, чтоникаких таинственных спецэффектовпри составлении экзаменационныхбилетов нет и быть не может.Экзаменационные билетысоставляются на основаниипрограммы. При этом набиологическом факультете МГУ, как правило, исходят изследующего принципа: в каждомбилете должны быть отражены всечетыре раздела программы: ботаника,зоология, физиология и общаябиология. При составлении билетоввсегда учитывается реальнаяобстановка, в которой абитуриентыпишут ответы на вопросы: экзамендлится ровно 4 часа; очевидно, чтописать в течение всего этоговремени, ни на минуту не прерываясь,невозможно, следовательно,реальное время, которое будетизрасходовано на написание ответа,уменьшается в среднем минут на 30-45.Поэтому вопросы должны бытьскомпонованы в билете так, чтобы за3,5 часа абитуриент сумел быэффективно продемонстрироватьсвою подготовку по всем разделамбиологии. Для иллюстрации того, какэто делается, приведемэкзаменационные билеты прошлогогода:

Характеристика насекомых напримере животных с неполнымпревращением: внешнее и внутреннеестроение, развитие, процессыжизнедеятельности. Формывзаимоотношений с другимиорганизмами.

1. Общаяхарактеристика лишайников:строение, питание, размножение.Положение лишайников в трофическойструктуре сообществ и роль вприроде.

Модификационная изменчивость.Норма реакции. Статистическиезакономерности модификационнойизменчивости.

Строение ифункции тканей человека. Ткани(эпителиальные, соединительные,мышечные, нервная) и ихвозникновение в ходе развитияорганизма.

1. Общаяхарактеристика мхов; основныегруппы. Особенности строения иразмножения листостебельных мхов(на примерах). Экологическоезначение мхов.

Биофак 97-

Кожачеловека: строение и функции.

Общаяхарактеристика типа Кольчатыечерви. Дождевой червь: строение,размножение, жизнедеятельность,роль в природе. Представителикольчатых червей среди наземных иводных видов.

Биофак 97-

Вода идругие неорганические вещества, ихроль в жизнедеятельности клетки.

КлассПресмыкающихся: характерные чертывнешнего и внутреннего строения, ихсвязь с процессамижизнедеятельности. Приспособленияк наземному образу жизни.

1. Общаяхарактеристика грибов: строение,питание, размножение шляпочных иплесневых грибов. Экологическаяроль грибов.

Хромосомнаятеория наследственности. Генетикапола.

Железывнутренней секреции. Понятие огормонах человека. Рольгуморальной регуляции в организме.Примеры болезней, вызванныхрасстройством гормональнойсистемы.

Характеристикатипа Покрытосеменные на примерерастений класса однодольных.Строение, жизнедеятельность иразмножение. Важнейшиепредставители класса.

Биофак 97-

Понятие овегетативной нервной системе.Нервная регуляция кровеносной,дыхательной, пищеварительнойсистем человека.

Характеристика классаПаукообразные. Паук-крестовик:внешнее и внутреннее строение,размножение, жизнь в природе.Другие представители класса.

Итак, по первомуразделу программы были предложенывопросы по Высшим растениям (Высшиеспоровые и Покрытосеменные), вопроспо царству Грибов и очень непростой(несмотря на кажущуюся простоту)вопрос "Лишайники": дело в том,что именно в этом случаеабитуриенты имели возможность (идолжны были) продемонстрироватьпонимание целого ряда общихбиологических закономерностей,таких, как симбиоз, разные типыпитания, различные способыразмножения и т. д. Таким образом, всвоей совокупности эти вопросыпозволили приемной комиссииоценить знания идущих к намабитуриентов "в целом", выявивпри такого рода оценке наиболееслабые места в общей подготовкепоступающих.

Главныенаправления эволюции. Примерыбиологического прогресса ирегресса. Ароморфоз, идиоадаптация:определения и примеры дляразличных групп.

Очевидно, чтоникаких сверхпрограммных"подводных рифов" вприведенных выше билетах нет.Ответы на них требуют лишь одного:глубокого и серьезного изученияматериала школьной программы, что,конечно же, вполне возможно привысокопрофессиональномпреподавании биологии в школе. Ксожалению, такой уровень естьдалеко не во всех школах, болеетого, в последнее время все чащеприходится сталкиваться ссовершенно парадоксальнойситуацией: биологию (и не толькобиологию) прекращают преподаватьуже в 8-9-м классах, что приводит вконечном счете к тому самому"полузнанию"... В таких случаяхпомощь, конечно же, необходима, апредоставить ее могут различныекурсы по подготовке к экзаменам илиспециальные пособия дляабитуриентов. Необходимо толькочетко понимать следующую простуюистину: никаких преимуществформального плана такие курсы недают, и ни в коем случае никто изпреподающих на этих курсах не можетзнать, какие именно вопросы будутна экзамене. А объясняется эточрезвычайно просто: всеэкзаменационные билеты в МГУсоставляет председательэкзаменационной комиссии и, как этони печально для абитуриентов, ни скем при этом не советуется...

То же и вотношении других вопросов: так,вопросы по зоологии отражалиматериал по зоологиибеспозвоночных и зоологиипозвоночных; по физиологии -материал по физиологии нервнойсистемы, эндокринологии, строению ифункции всех тканей; по общейбиологии были представленывопросы, вызывающие, как правило,наибольшие затруднения: ошибки прирассказе об эволюционном учении, озаконах генетики встречаются оченьчасто.

Но использованиеметодики составления шпаргалок приподготовке очень рекомендуем.Хорошая "шпора" (естественно,составленная самим автором) есть нечто иное, как изданное"самиздатом" краткое пособиепо биологии с четкойсистематизацией всех необходимыхсведений.

Обратимся коценке следующего вымысла - вымысла№ 3: можно сделать такиеудивительные шпаргалки, которыеникто обнаружить не сможет, ачеловек в результате будетосчастливлен отличной оценкой. Увы,не бывает таких шпаргалок. А вотнеприятностей при попытке ихприменения хватает с избытком.Вообще-то, по правилам проведенияэкзамена застигнутого на месте"преступления" списывающегоположено изгонять из аудитории. Такчто - не советуем.

Любой абитуриентмечтает поступить в избранный вуз имало думает о том, что его там ждет.Так вот, хорошо подготовиться кпоступлению нужно еще и потому, чтоуровень читаемых на первом курсебиологического факультета лекцийпо ботанике, зоологии, цитологии,химии и т. д. очень высок.Преподаватели заранее уверены, чтовсе поступившие блестяще знаютшкольную программу (а так и должнобыть), и сразу задают высокий темпподачи знаний в слабые головыпервокурсников. Учиться, такимобразом, трудно, асдавать экзамены в сессию надо на"отлично", а то не примут нахорошую (популярную) кафедру, невозьмут в лучшую лабораторию, нерекомендуют в аспирантуру. Ведь вуниверситете конкурсный отборпродолжается от первого допоследнего дня учебы.

Попытаемся теперьоценить реальные трудности,ожидающие абитуриента. Одна из нихсвязана с разрозненным,фрагментарным восприятиемшкольного курса биологии.Объясняется это тем, что ботанику"проходят" в 5-6-х классах,зоологию - в 6-7-х и т. д. К 10-му классу,когда переходят к общей биологии,вся предшествующая информацияоказывается напрочь забытой.Трудность эту хотя бы отчасти можнопреодолеть, применяя метод"параллельного", а не"последовательного" освоенияматериала. Например,при изучении первого разделапрограммы ("Растения")обратиться в то же время кчетвертому разделу ("Общаябиология"), в котором рассмотретьвопросы, имеющие прямое отношение косновной теме (строениерастительной клетки, фотосинтез, всвязи с изучением бактерийпроанализировать спецификустроения клеток прокариотическихорганизмов, разобраться в такихвопросах, как разные виды авто- игетеротрофного питания, разныетипы дыхания и т. д.). Такой метод"параллельного" освоенияматериала способствует достижению оченьважной цели - пониманию единстваживой природы, некоторых общихзакономерностей, которые в нейсуществуют. Непонимание этих общихзакономерностей и относится еще кодной трудности подготовки кэкзамену.

Гораздоэффективнее постараться понятьнекоторые основные законысуществования живой материи наразных уровнях организации, ачастные примеры оставить дляиллюстрации того или иногоположения (или иллюстрацииисключения из общего правила, чтонередко встречается в нашей науке).

Одна изстандартных ошибок припредэкзаменационной подготовкесвязана со стремлением запомнить,зазубрить массу частностей. Чистомеханическая зубрежка требуетогромных и малопроизводительныхзатрат сил и времени. Опасна она ещеи потому, что при потере даже одного"битаинформации" абитуриентпросто-напросто впадет в панику.

Специфическаятрудность, подстерегающая сильных,хорошо знающих биологиюабитуриентов, связана снедостатком времени. Были в нашейпрактике случаи, когда интересную,хорошо выполненную работу мы немогли оценить по достоинству из-заотсутствия ответа на один извопросов. Для экзаменаторов - этосвидетельство незнания целогораздела программы! А все дело было втом, что человек увлекся, забыл овремени, не успел... Надо четкопонимать, что экзамен - это то жесамое, что спортивное соревнование,к которому надо подходить вотличной форме и все рассчитав - итогда успех будет обеспечен!

И, наконец, ещеодна сложность связана с подчаснеудачным изложением материала вучебнике. Примером этому можетпослужить вопрос, предложенный в 1997году: "Понятие о вегетативнойнервной системе. Регуляциякровеносной, дыхательной,пищеварительной системчеловека". Вопрос былсформулирован в строгомсоответствии с программой,сложность же состояла в том, что приответе на него следовало показатьпонимание регуляции висцеральныхсистем организма в целом. Именноэто и оказалось камнемпреткновения для большинстваабитуриентов. Читая ответы на этотвопрос, мы узнали немалоинтересного: "все вегетативныефункции, кроме половых,контролируются корой головногомозга"; "вегетативная нервнаясистема регулирует внутренниеорганы без участия в этом самогоорганизма" и, наконец, "понятияо вегетативной нервной системе неимею никакого!". Вот так, короткои ясно. А между тем все необходимыесведения есть в учебнике для 9-гокласса, правда, приведены они вразных параграфах. Избежать такогорода трудностей можно, используядля подготовки как утвержденные,так и рекомендованныеминистерством учебники. Так,например, по анатомии и физиологиичеловека настоятельно рекомендуемпользоваться помимо учебникаЦузмер А. М. и Петришиной О. Л.сравнительно недавно вышедшим всвет учебником А. С. Батуева, И. Д.Кузьмина, А. Д. Ноздрачева и др.(Биология: Человек. Учебник для 9класса общеобразовательныхучебных заведений // Под ред. А. С.Батуева).







(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)